Нормативная база
Общая норма, устанавливающая базовое требование к назначению ЛП зафиксирована в ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Так, из указанной нормы следует, что назначаться ЛП необходимо в соответствии со стандартами медицинской помощи и клиническими рекомендациями. Если же ЛП не входит в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотрен соответствующей клинической рекомендацией, то его назначение допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Основная же регламентация вопросов назначения лекарственных препаратов установлена Приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н (далее – Приказ № 4н).
Указанным приказом утверждены:
- Порядок назначения лекарственных препаратов (далее — Порядок назначения ЛП) (устанавливает правила назначения ЛП для медицинского применения и оформления их назначения при оказании медицинской помощи в медицинских организациях);
- Формы рецептурных бланков на лекарственные препараты: № 107-1/у
- № 148-1/у-88
- № 148-1/у-04 (л)
Напомним, что введенные Приказом № 4н порядки и формы начали применяться с 7 апреля 2022 года и заменили действовавшие ранее аналогичные документы, которые были утверждены Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н (далее — Приказ № 1175н). Приказ № 1175н, соответственно, утратил силу 07 апреля 2022 года.
Примечание: подробная информация о различиях в требованиях Приказа № 4н и Приказа № 1175н представлена в статье Факультета Медицинского Права «Новый порядок назначения лекарственных препаратов для медицинского применения».
Дополняют правила Приказа № 4н также другие нормативные правовые акты, которые касаются более специфичных случаев, например:
- Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» (в соответствии с данным приказом, а точнее согласно утвержденной им Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, осуществляется назначение ЛП при оказании медицинской помощи в стационарных условиях в требованиях-накладных, направляемых в аптечные организации, являющиеся структурными подразделениями медицинской организации, в которой оказывается медицинская помощь);
- Приказ Минздрава России от 01.08.2012 № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» (далее – Приказ № 54н) (в соответствии с указанным приказом осуществляется оформление специального рецептурного бланка на наркотические средства и психотропные вещества (по Форме № 107/у-НП)).
Список необходимых лекарств в домашней аптечке
Состав аптечки индивидуален в каждом доме, но существуют определенные группы препаратов, которые должны быть у каждого человека под рукой. Они помогут оказать первую помощь до приезда врача или дождаться утра, чтобы обратиться к специалистам. Но в домашнюю аптечку не стоит включать средства, которые используют очень редко.
В состав аптечки для использования дома должны входить три основные группы медикаментов:
- средства для обработки ран и перевязки;
- нужные лекарственные препараты;
- вспомогательные медицинские изделия.
Последняя группа включает пинцет, чистые ножницы, которыми можно отрезать бинт или пластырь. К нужным компонентам относятся термометр, ртутный или электронный, тонометр. Если дома есть маленький ребенок, можно приобрести инфракрасный термометр.
Кто назначает лекарственные препараты
Назначение ЛП может осуществляться следующими субъектами (п. 2 Порядка назначения ЛП):
- лечащим врачом;
- фельдшером;*
- акушеркой;*
- индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность.
Далее в настоящей статье указанные субъекты именуются медицинскими работниками.
* Фельдшер и акушерка вправе назначать медицинские препараты только в случае возложения на них полномочий лечащего врача в соответствии с Порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 № 252н.
Общие требования к назначению лекарственных препаратов и оформлению рецептов
Общие требования к назначению ЛП установлены в п. 2 – 26 Порядка назначения ЛП. Отметим, что к числу наиболее важных из них относятся следующие:
- Оформление назначения ЛП
, в т.ч. подлежащих изготовлению и отпуску аптечными организациями (далее — ЛП индивидуального изготовления),
осуществляется
медицинским работником на имя пациента,* для которого предназначен ЛП,
на рецептурном бланке, оформленном на бумажном носителе за своей подписью, и (или) с согласия пациента или его законного представителя
на рецептурном бланке
в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника
(п. 3 и 7 Порядка назначения ЛП).Обращаем внимание, что рецепт в форме электронного документа, содержащий назначение наркотических средств или психотропных веществ, должен подписываться не только с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, но и с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи соответствующей медицинской организации.
Формироваться электронный рецепт должен с использованием государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта РФ, медицинской информационной системы медицинской организации (п. 7 Порядка назначения ЛП).
Следует учитывать, что оформление рецептов в форме электронных документов может осуществляться только в том случае, если уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ будет принято решение об использовании на территории данного субъекта рецептов на ЛП, сформированных в форме электронных документов (п. 3 Порядка назначения ЛП). То есть без соответствующего регионального нормативного правового акта электронные рецепты не могут использование на территории соответствующего субъекта РФ.
* Рецепты на бумажном носителе, оформленные на рецептурных бланках форм № 107-1/у, № 148-1/у-88, № 148-1/у-04 (л) и № 107/у-НП, могут быть получены не только самим пациентом и его законным представителем, но и лицом, имеющим оформленную в соответствии с гражданским законодательством РФ доверенность от пациента на право получения такого рецепта. Факт выдачи рецепта на ЛП законному представителю или уполномоченному лицу подлежит фиксации в медицинской документации пациента
(п. 7 Порядка назначения ЛП).
- Сведения о назначенном ЛП
(наименование ЛП, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения ЛП)
подлежат внесению медицинским работником в медицинскую документацию пациента
(п. 3 Порядке назначения ЛП). - Назначение ЛП осуществляется
медицинским работником
по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии — группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования ЛП, ЛП назначается по торговому наименованию
.При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения ЛП, не входящих в стандарты медицинской помощи, либо по торговым наименованиям (такое решение врачебной комиссии должно быть зафиксировано в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии) (п. 6 Порядке назначения ЛП).
- Состав ЛП, лекарственная форма и обращение медицинского работника к фармацевтическому работнику об отпуске ЛП оформляются
на латинском языке в родительном падеже. При оформлении рецептурных бланков допускается использование сокращений (установлены Приложением 2 к Порядку назначения ЛП). При назначении ЛП не допускается сокращение близких по наименованиям ингредиентов, составляющих ЛП, не позволяющих установить, какой именно ЛП назначен (п. 17 Порядке назначения ЛП). - Способ применения ЛП
обозначается с указанием дозы, частоты, времени приема относительно сна (утром, на ночь) и его длительности, а для лекарственных препаратов, взаимодействующих с пищей, — времени их употребления относительно приема пищи (до еды, во время еды, после еды) (п. 18 Порядке назначения ЛП). - При оформлении назначения готового ЛП количество действующих веществ в рецепте указывается в соответствии с инструкцией по медицинскому применению ЛП. А при оформлении назначения ЛП индивидуального изготовления количество твердых и сыпучих фармацевтических субстанций указывается в рецепте граммах (0,001; 0,5; 1,0), жидких — в миллилитрах, граммах и каплях (п. 20 Порядке назначения ЛП).
- Медицинским работникам запрещается оформлять рецепты на
(п. 8 Порядка назначения ЛП): ЛП при отсутствии медицинских показаний; - ЛП не зарегистрированные на территории РФ;
- ЛП, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях;
- на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (далее – Перечень), зарегистрированные в качестве ЛП, в целях применения для лечения наркомании.
Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, дополнительно к представленным запретам, запрещается оформлять рецепты на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Списки II и III Перечня.
Обращаем внимание, что рецепт, оформленный с нарушением требований, установленных Порядком назначения ЛП считается недействительным (п. 26 Порядка назначения ЛП).
Примечание: Порядком назначения ЛП отдельно регламентированы особенности назначения ЛП:
- при оказании медицинской помощи в стационарных условиях (п. 27-31 Порядка назначения ЛП);
- при оказании первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи (п. 32-35 Порядка назначения ЛП);
- гражданам, имеющим право на бесплатное получение ЛП или получение ЛП со скидкой, при оказании первичной медико-санитарной помощи (п. 36-40 Порядка назначения ЛП).
Информация о наиболее важных особенностях назначения ЛП в указанных случаях представлена в статье Факультета Медицинского Права «Новый порядок назначения лекарственных препаратов для медицинского применения».
Проблема нерационального использования лекарствВ мире более 50% ЛС назначают, отпускают или реализуют нецелесообразно, половина больных применяют их не должным образом, а треть населения мира не имеют доступа к необходимым медикаментам. К наиболее распространенным видам нерационального использования ЛС относятся (ВОЗ, 2002): • одновременное назначение больному большого количества препаратов (полипрагмазия); • неадекватное использование антибактериальных препаратов, часто при небактериальных инфекциях; • чрезмерное применение инъекций в случаях, когда для лечения более подходят пероральные формы препаратов; • несоблюдение положений клинических руководств при назначении препаратов; • неправильное применение препаратов (самолечение), в том числе рецептурных. Недостаточный доступ к лекарствам и применение их в неадекватных дозах оказывают значительное влияние на уровень заболеваемости и смертности, особенно при лечении детских инфекций и хронических заболеваний, в частности артериальной гипертензии, сахарного диабета, эпилепсии, психических нарушений. Неоправданное или чрезмерное использование препаратов вызывает необоснованные дополнительные затраты самих больных, наносит существенный ущерб их здоровью (неблагоприятные исходы терапии, развитие побочных реакций). Излишнее использование антибиотиков способствует повышению резистентности микроорганизмов, инъекции в нестерильных условиях – к инфицированию гепатитом, ВИЧ/ СПИДом и другими заболеваниями, передающимися с кровью. Наконец, нерациональное использование лекарств нередко повышает спрос среди больных на определенные медикаменты, приводит к исчерпанию материальных ресурсов и утрате пациентами доверия к системе здравоохранения.
Оценка проблемы нерационального использования лекарствДля решения проблемы нерационального использования ЛС необходимо регулярно мониторировать их назначение, отпуск и применение больными, чтобы установить: • тип нерационального использования (с целью разработки стратегии по изменению конкретной ситуации); • количество случаев нерационального использования (для представления о масштабах проблемы и оценки используемых стратегий); • причины нерационального использования (для выбора соответствующих эффективных стратегий по их устранению). Довольно часто для нерационального использования лекарств существуют вполне определенные причины, такие как недостаток знаний и умений врача, независимой информации, неограниченная доступность препаратов, чрезмерная занятость персонала, неадекватная реклама препаратов, финансовая мотивация их продаж. Чтобы изучить проблемы, возникающие при использовании конкретных препаратов при определенных заболеваниях, особенно в клиниках, проводят исследования потребления лекарств. Применяемые в социологии количественные методики (сфокусированные обсуждения, подробные интервью, структурные наблюдения, специальные анкеты) можно использовать для оценки причин нерационального применения лекарств. Полученные таким образом данные используют для выработки соответствующих мероприятий по улучшению эффективности применения лекарств. ВОЗ совместно с партнерами проводит различные международные курсы по обучению специалистов оценке использования лекарств и осуществлению мероприятий, способствующих более рациональному применению ЛС.
Ключевые мероприятия, способствующие рациональному использованию ЛССовременное определение рационального использования было утверждено на международной конференции в Кении в 1985 г. В 1989 г. создана Международная сеть по рациональному использованию лекарств (МСРИЛ) для проведения междисциплинарных исследовательских проектов, способствующих более эффективному использованию ЛС ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , https://www.msh.org/inrud). Впоследствии были разработаны показатели ВОЗ/МСРИЛ для изучения использования препаратов на этапе первичной медицинской помощи. До настоящего времени остается много пробелов в наших знаниях о наиболее эффективной политике и стратегии в отношении улучшения использования лекарств. Ниже представлены основные направления и мероприятия, способствующие более рациональному применению ЛС.
Двенадцать ключевых положений о рациональном использовании лекарств
1. Наличие межведомственного государственного органа, координирующего принципы назначения лекарств.
2. Использование клинических руководств.
3. Применение перечня необходимых лекарств, составленного на основании лучших стандартов лечения.
4. Организация и эффективная работа лекарственных и терапевтических комитетов в регионах и больницах.
5. Обучение фармакотерапии проблемно-ориентированным методом студентов в вузах.
6. Постдипломное медицинское образование – основное требование для лицензирования/аттестации медицинских работников.
7. Проведение надзора, аудита и обеспечение обратной связи при контроле использования лекарств.
8. Независимая информация о лекарствах.
9. Обучение населения и предоставление достоверной информации о лекарствах.
10. Предотвращение реализации корыстных финансовых интересов.
11. Четкое регулирование использования лекарств.
12. Достаточное государственное финансирование, обеспечивающее доступность лекарств, подготовку и эффективную работу медицинского персонала. 1. Обязательный междисциплинарный государственный орган, координирующий принципы назначения лекарствИспользование лекарств определяется множеством факторов, зависящих от системы здравоохранения, подготовки медицинских работников и т.д. В связи с этим требуется междисциплинарный подход для разработки, внедрения и контроля мероприятий, способствующих более рациональному использованию препаратов. Государственный регуляторный орган (ГРО) – это агентство, разрабатывающее и внедряющее большинство законодательных и административных нормативов по лекарственным препаратам. Обеспечение рационального использования ЛС требует многих усилий и координации действий всех субъектов в сфере обращения лекарств. Для координации политики и стратегии использования лекарств на государственном уровне, в общественном и частном секторах необходима специальная государственная организация. Форма этой организации может быть в разных странах различной, но в нее должны входить представители государства (министерства здравоохранения), медицинские специалисты, работники ГРО и фармацевтической промышленности, неправительственных организаций, работающие в области здравоохранения, потребители. Комплексный подход к решению проблемы обеспечивает больший успех, чем единичные мероприятия. 2. Клинические руководстваКлинические руководства (стандарты лечения, рекомендации по назначению лекарств) состоят из системно разработанных положений, помогающих специалистам принимать правильные решения при лечении конкретных заболеваний. Клинические руководства, основанные на данных доказательной медицины, крайне важны для рационального использования лекарств. Во-первых, они содержат стандарты диагностики и терапии, с которыми можно сравнивать реальные результаты лечения; во-вторых, являются проверенным способом внедрения рационального использования лекарств при условии, если они разработаны с участием практических врачей, легко читаемы, официально утверждены, широко распространены и выверены путем аудиторских проверок, при обратной связи с пользователями. Руководства должны быть разработаны для каждого уровня здравоохранения (от парамедиков на первичном уровне до специалистов ведущих центров) с учетом превалирующих условий и навыков персонала. Использование данных доказательной медицины и регулярное обновление информации повышают уровень доверия врачей к рекомендациям по лечению. 3. Перечень необходимых лекарств на основе препаратов выбораПрепараты, удовлетворяющие ключевым медицинским потребностям населения, являются необходимыми. Перечень необходимых лекарств (ПНЛ) облегчает управление обращением медикаментов во всех отношениях: осуществлять закупки, хранение и распределение лекарств при меньшем количестве наименований. Назначение лекарств становится рациональнее, если врачу приходится хранить в памяти информацию о меньшем числе препаратов. Государственные ПНЛ должны быть основаны на рекомендациях государственных клинических руководств, выбор препаратов – проводиться централизованным комитетом, члены которого используют четкие, предварительно согласованные критерии, основанные на данных об эффективности, безопасности, качестве, цене препарата, которая может варьировать по регионам, и соотношении цена/эффективность. ПНЛ необходимо регулярно обновлять, их внедрение официально утверждается. Обеспечение и распределение лекарств в общественном секторе должно быть сведено лишь к входящим в ПНЛ. Необходимо следить за тем, чтобы к определенным лекарствам имели доступ только те работники, которым разрешено с ними работать. Деятельность государства в фармацевтическом секторе (контроль качества, возмещение страховок, обучение персонала) должна фокусироваться на ПНЛ. Образец перечня необходимых ЛС, разработанный ВОЗ, помогает при составлении собственных ПНЛ в различных странах. 4. Лекарственные и терапевтические комитеты в регионах и больницахЛекарственные и терапевтические комитеты (ЛТК), известные как фармакотерапевтические, призваны обеспечивать безопасное и эффективное использование лекарств в области или в учреждении. В промышленно развитых странах такие комитеты успешно работают и способствуют внедрению программы более рационального и эффективного использования лекарств в больницах.
Задачи лекарственного и терапевтического комитетов
• Разработка, внедрение и соответствие клинических руководств потребностям учреждения или региона.
• Выбор затратно-эффективных и безопасных лекарств (лекарственный формуляр клиники/региона).
• Внедрение и оценка мероприятий по улучшению использования лекарств (включая оценку их применения и совместную работу с комитетами по контролю над антибиотиками и инфекциями).
• Постоянное повышение квалификации сотрудников (использование обучающих методик).
• Контроль рекламной информации, поступающей к медицинскому персоналу от представителей фармацевтической промышленности.
• Мониторинг и меры по предотвращению нежелательных лекарственных реакций и ошибок при назначении препаратов.
• Консультации по другим вопросам, касающимся медикаментов, в частности качества лекарств и расходов на их приобретение.
Государственные органы содействуют развитию ЛТК в клиниках, учитывая их деятельность при лицензировании и аккредитации лечебного учреждения. Членами ЛТК могут быть представители основных медицинских специальностей и администрации, они должны независимо официально заявлять о каких-либо конфликтах или интересах в отношении лекарственных препаратов. Председатель ЛТК – обычно главный врач, секретарь – старший фармацевт. Факторы, обеспечивающие успех работы ЛТК, включают: ясность цели, твердый мандат, поддержку руководством клиники, прозрачность деятельности, широкое представительство, профессиональную компетентность, междисциплинарный подход, достаточное финансирование. 5. Проблемно-ориентированное обучение фармакотерапии в рамках институтских программКачество базисного образования по фармакотерапии в программе обучения будущих врачей и парамедиков может существенно влиять на назначение лекарственных препаратов. Рациональное обучение фармакотерапии, работа с клиническими руководствами и списком необходимых ЛС помогает выработать будущим врачам хорошие навыки в отношении назначения лекарств. Эффективность обучения выше, если оно проводится на конкретных клинических примерах (проблемно-ориентированный метод), учитывает знания и навыки студентов, направлено на формирование у них самостоятельного критического подхода к назначению медикаментов. В Руководстве ВОЗ по качественному назначению лекарств описан метод обучения фармакотерапии, основанный на решении конкретных клинических проблем, который успешно используется в ряде медицинских школ разных стран. 6. Последипломное медицинское образование – обязательное требование для лицензирования и аттестации медицинских работниковВо многих развитых странах последипломное медицинское образование (ПМО) – обязательное требование для подтверждения лицензии на занятие медицинской практикой и аттестации медицинских работников. Однако во многих развивающихся странах возможности ПМО ограничены, слаба мотивация для его получения, поскольку оно не требуется для продолжения лицензии. ПМО может быть более эффективным, если будет основываться на проблемном методе обучения, будет более целенаправленным, персональным и проводиться с участием представителей профессиональных обществ, университетов и министерств здравоохранения. Использование печатных материалов, не сопровождающееся непосредственным общением преподавателя со слушателями, оказалось неэффективным для того, чтобы изменить характер назначения лекарств. ПМО должны получать не только врачи и средний медицинский персонал, но и специалисты, работающие в информационном секторе и в области реализации лекарств. Часто ПМО зависит от поддержки фармацевтических компаний, поскольку общественных фондов для этого недостаточно, однако следует учитывать, что ПМО, проводимое фармацевтическими фирмами, нередко оказывается предвзятым. В связи с этим следует поддерживать государственные кафедры университетов и профессиональные общества в проведении независимого ПМО. 7. Надзор, аудит и обратная связьДля обеспечения высокого качества лечения необходим надзор за применением ЛС. Он предполагает персональное общение проверяющих с медицинскими работниками, поддержку и повышение образования последних в области фармакотерапии. Такой подход будет гораздо эффективнее и лучше принят исполнителями, чем инспекция и наказание. Эффективные формы надзора включают аудит назначения лекарств, обеспечение, обратной связи, сравнение и обсуждение результатов лечения с коллегами. Аудит назначения лекарств и обратная связь представляют собой анализ правильности сделанных назначений с последующим заключением комиссии, в котором указывается, какие действия врача отличаются от действий, принятых в руководствах, другие нарушения. В больницах такой аудит и обратная связь известны как оценка использования лекарств. Коллективный подход заключается в том, что врачи сами выявляют проблемы, возникающие при назначении лекарств в учреждении, и разрабатывают меры по их решению. При таком подходе необходим координатор, ответственный за организацию работы. 8. Независимая информация о лекарствахНередко единственная информация, которую получают о лекарствах врачи, исходит от фармацевтических предприятий и может быть предвзятой, поэтому так важна независимая (непредвзятая) информация. Центры информации о лекарствах (ЦИЛ) и лекарственные бюллетени – это два пути распространения информации. Они могут быть организованы государством или университетской клиникой под контролем квалифицированного специалиста. ЦИЛ или бюллетени должны быть независимы от посторонних влияний, включая финансовые и прочие конфликты интересов, использовать только информацию, основанную на доказательной медицине. Образец формуляра ВОЗ представляет собой независимую информацию по всем препаратам, включенным в перечень необходимых лекарств ВОЗ. 9. Информированность пациентов о лекарственных средствахОтсутствие достаточных знаний о пользе и риске использования лекарств, о том, когда и как их правильно применять, может привести к тому, что больной не только не получит ожидаемого лечебного действия, но и пострадает от нежелательных побочных эффектов. Это относится как к назначаемым врачом лекарствам, так и к безрецептурным препаратам. Государство должно отвечать за качество лекарств и информации о них, предоставляемой потребителю, и строго следить за выполнением следующих требований. • Продажа безрецептурных препаратов должна производиться только при адекватной маркировке, с четкими и понятными для непрофессионалов инструкциями. В инструкции должно быть указано: название лекарства, показания, противопоказания, дозы, взаимодействия и предостережения относительно неосторожного использования или хранения. • Регулировать и осуществлять контроль рекламы, которая поступает на телевидение, радио, в газеты, интернет и может дезинформировать как потребляющих, так и выписывающих лекарства. • Проведение образовательных кампаний для населения с учетом общественного мнения и социальных факторов. Обучение рациональному применению лекарств можно включить в качестве компонента оздоровительных мероприятий для детей в школах и взрослых на общеобразовательных курсах. 10. Влияние вредных финансовых факторов на использование лекарствНа рациональное или нерациональное использование ЛС могут существенно влиять финансовые мотивы, наиболее распространенными из которых являются следующие. • Врачи, зарабатывающие деньги от продажи лекарств (распространяющие медикаменты), выписывают большое количество и наиболее дорогие препараты, поэтому систему здравоохранения следует организовать таким образом, чтобы врачи, выписывающие лекарства, не имели возможности реализовывать их. • Единые тарифы на все лекарства в любом количестве в пределах одного рецепта приводят к чрезмерному назначению медикаментов, поэтому тарифы должны быть на препараты, а не по рецептам. • Тариф за отпуск препарата, как процент от стоимости лекарства, способствует продаже более дорогих лекарств; поэтому предпочтительнее использовать так называемый плоский тариф, не зависящий от цены лекарства. Хотя при разумной политике это может привести к повышению цен на более дешевые лекарства и снижению на более дорогие. • Больные предпочитают бесплатные лекарства или препараты, стоимость которых им возмещают. Если государство предоставляет бесплатно или возмещают страховые компании только препараты, входящие в перечень необходимых лекарств, то больные будут вынуждать врачей выписывать им только эти ЛС. Система, при которой стоимость лекарств возмещается лишь в случае соответствия назначения клиническим руководствам, оказывает более сильное влияние на рациональное назначение медикаментов. 11. Адекватное регулирование обращения лекарственных средствДля обеспечения рационального использования лекарств большое значение имеет регулирование деятельности всех субъектов обращения ЛС.
Регуляторные меры, способствующие рациональному использованию лекарств
• Регистрация лекарств с целью разрешения применения в медицинской практике только безопасных и эффективных препаратов высокого качества, запрещение использования неэффективных и небезопасных ЛС.
• Определенные ограничения применения некоторых лекарств, включая отпуск ряда ЛС только по рецептам.
• Образовательные стандарты и нормы поведения медицинского персонала. Важную роль в этих процессах призваны играть профессиональные общества и университеты.
• Аттестация специалистов здравоохранения (врачей, медсестер, парамедиков) с целью повышения их квалификации по диагностике заболеваний, а также по рациональному применению лекарств.
• Лицензирование розничных и оптовых пунктов продажи медикаментов с целью поддержания стандартов хранения и отпуска лекарств.
• Соблюдение этических принципов и непредвзятости при регулировании и контроле распространения информации о лекарствах. Реклама должна быть достоверной, точной, правдивой, информативной, современной, основанной на данных доказательной медицины. 12. Государственное финансирование: доступность лекарств и подготовка медицинского персоналаНедостаток необходимых лекарств приводит к использованию менее эффективных и безопасных препаратов. Без компетентного персонала и достаточного финансирования невозможно выполнить ни один их ключевых компонентов государственной программы содействия рациональному использованию ЛС. Вызванные нерациональным применением лекарств неблагоприятные клинические исходы и дополнительные экономические затраты – достаточные причины для крупных государственных инвестиций в программы содействия рациональному использованию лекарств. Государство отвечает за необходимое финансирование, у общественного здравоохранения должно быть достаточно квалифицированных специалистов, а необходимые лекарства – доступны всему населению. Специальные программы необходимы для особо нуждающихся и бедных, для реализации этих программ требуются ограниченные государственные закупки и необходимые лекарства, доступ к ним населения, а также предоставление достаточного финансирования для качественного образования и зарплаты персоналу. Контроль за применением лекарств и использование информации для разработки, внедрения и оценки мероприятий для устранения неправильного применения медикаментов имеют первостепенное значение в каждой государственной программе, способствующей рациональному использованию ЛС. Для успешного выполнения таких программ, координации деятельности особенно важны создание межведомственной государственной структуры и достаточное государственное финансирование.
Источник: rpt.health-ua.com
Формы рецептурных бланков и сроки их действия
Рецепты на ЛП оформляются на рецептурных бланках по следующим формам и со следующими сроками действия:
№ формы | ЛП, для назначения которых предназначена форма | Срок действия рецепта, оформленного по соответствующей форме |
№ 148-1/у-88 |
| 15 дней со дня оформления – по общему правилу* * Указанный срок не распространяется на рецепты, оформленные при назначении наркотических и психотропных ЛП Списка II Перечня в виде трансдермальных терапевтических систем, наркотических ЛП Списка II Перечня, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов, психотропных ЛП списка III Перечня. При этом в течение какого срока действительны рецепты, оформленные на такие ЛП, пока что неясно. Для лечения пациентов с хроническими заболеваниями рецепты на производные барбитуровой кислоты, комбинированные ЛП, содержащие кодеин (его соли), иные комбинированные ЛП, подлежащие предметно-количественному учету ЛП с анаболической активностью могут оформляться на курс лечения до 60 дней. |
№ 148-1/у-04 (л) |
| 30 дней со дня оформления – по общему правила 90 дней со дня оформления — если рецепт оформлен для гражданина, достигшего пенсионного возраста, инвалида первой группы, ребенка-инвалида, а также гражданина, страдающего хроническим заболеванием, требующим длительного курсового лечения* * Для лечения хронических заболеваний указанным гражданам рецепты на ЛП могут назначаться на курс лечения до 90 дней |
№ 107-1/у |
| 60 дней со дня оформления – по общему правилу в пределах до 1 года — при назначении готовых ЛП и ЛП индивидуального изготовления пациентам с заболеваниями, требующими длительного курсового лечения* * В случае установления срока действия рецепта в пределах до 1 года в рецепте проставляется о, обозначается срок действия рецепта и периодичность отпуска ЛП (еженедельно, ежемесячно и иные периоды). Дополнительно это указание заверяется подписью и печатью медицинского работника, а также печатью медицинской организации «Для рецептов» (для рецепта на бумажном носителе) или усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника и лица, уполномоченного заверять документы от имени медицинской организации (для рецепта в форме электронного документа) |
№ 107/у-НП |
| 15 дней со дня оформления |
Примечание: формы № 148-1/у-88, № 148-1/у-04 (л) и № 107-1/у и правила их заполнения утверждены Приказом № 4, а форма № 107/у-НП и правила ее заполнения установлены Приказом № 54н.
Средства для обработки ран
Мелкие бытовые травмы, ссадины, порезы и небольшие ожоги можно обрабатываться самостоятельно без обращения за помощью к врачу. Для этого достаточно составить домашнюю аптечку должным образом. В нее обязательно включают несколько видов антисептиков и препаратов для обработки кожи. Лучше всего иметь дома перекись водорода, раствор йода, зеленки. Для промывания раны у взрослых и детей можно включить в список хлоргексидин, мирамистин, фурациллин. Любой из этих антисептиков поможет избавиться от болезнетворных бактерий на коже. Их так же применяют для обработки слизистой оболочки рта при простуде.
К нужным компонентам домашней аптечки относятся различные типы фиксирующих и перевязочных материалов. Какой минимальный набор должны иметь все дома:
- большой по ширине стерильный бинт;
- маленький бинт;
- вата или стерильные повязки из нетканого материала;
- эластический бинт;
- несколько видов пластыря.
Если дома есть ребенок, можно купить детский пластырь с веселыми картинками, чтобы поднять настроение после ссадины. Специальные виды фиксирующего бинта, пластырь против мозолей и натоптышей приобретают по случаю появления травм в нужном количестве. Хранить их всегда дома не обязательно.
Необходимый элемент в списке домашней аптечки – обезболивающий спрей лидокаина. Его можно наносить местно на ушибы и растяжения, чтобы уменьшить боль. Так же в перечень препаратов для обработки ран и перевязки добавляют спрей от ожогов. Обычно он содержит пантенол, который помогает уменьшить боль и жжение, ускоряет восстановление кожи. Но в случае, когда нужный препарат не попал в состав аптечки, намазывать место ожога маслом или жиром запрещено.
Учет и хранение рецептурных бланков
Отметим, что в каждой медицинской организации приказом руководителя должно быть назначено лицо, ответственное за хранение и учет всех видов рецептурных бланков.
Для различных форм рецептурных бланков существуют свои журналы учета, содержащие информацию относительно данного (конкретного) рецептурного бланка.
Правила учета рецептурных бланков по формам № 107-1/у, № 148-1/у-88 и № 148-1/у-04(л) и сведения, подлежащие включению в журналы учета таких рецептурных бланков установлены в п. 23, 24, 25 и 27 Порядка Оформления РБ, утв. Приказом № 4, а в отношении рецептурных бланков по форме № 107/у-НП – в Приложении № 4 к Приказу № 54н.
Правила же хранения рецептурных бланков по формам № 107-1/у, № 148-1/у-88 и № 148-1/у-04(л) определены п. 28, 29, 30, 31, 32, 34 Порядка Оформления РБ, утв. Приказом № 4, а по форме № 107/у-НП – так же, как и правила учета последних — в Приложении № 4 к Приказу № 54н.
Обращаем внимание, что рецептурные бланки, подлежащие учету, должны храниться под замком в металлическом шкафу (сейфе) или металлическом ящике.