Ринолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение

Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных звуков. Как правило, развитие данной речевой патологии вызвано неправильным строением речевого аппарата. Речь ребенка при ринолалии имеет специфическое звучание: так как данная патология предполагает нарушение резонаторной функции носа, воздух поступает неправильно, что и провоцирует деформацию звуков.

Помимо звуковых искажений, ринолалия может стать причиной трудностей лексического и грамматического развития речи ребенка. Для исключения развития проблем психологического характера необходима специализированная работа с ребенком с ринолалией.

Симптомы ринолалии

При органической ринолалии диагноз ставиться еще в младенческом возрасте. Такие дети с первых дней имеют проблемы с питанием и дыханием, подвержены респираторным заболеваниям.

Формирование речи у детей с ринолалией затруднённо и происходит после 2 лет. Больной ребенок поздно произносит звуки, слоги и слова. Они нечеткие и малопонятные.

При открытой форме звуки имеют носовой тембр и неотличимы друг от друга. Закрытая ринолалия проявляется в нарушении произношения носовых звуков и их заменой на другие. Страдает и тембр голоса.

Заболевание вызывает и другие нарушения – дисграфию и дислексию, а также устойчивый психологический дискомфорт. Поэтому так важна диагностика ринолалии и ее лечение.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными узкими специалистами:

  • отоларинголога;
  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога;
  • ортодонта;
  • фониатра;
  • педиатра.

Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов. Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:

  • рентгенография носоглотки;
  • риноскопия;
  • электромиография;
  • фарингоскопия и т.д.

Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.

Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • его подвижность;
  • нарушения голоса;
  • параметры физиологического и фонационного дыхания и др.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

Коррекция ринолалии в логопедическом центре в Москве

Коррекционные работы с детьми при ринолалии нужно начинать при обнаружении проблемы, чтобы к подростковому возрасту добиться положительных результатов. В зависимости от формы логопедическая работа может быть основной или дополнением работы других специалистов.

Роль логопеда при ринолалии заключается в закреплении навыков звукопроизношения. Используется массаж, развитие нёбно-глоточного смыкания, выработка выдоха и звукопроизношения, устранение гнусавости, наработка словарного запаса и работа над лексической грамотностью.

  1. Коррекция при функциональной ринолалии. Положительного эффекта можно добиться благодаря занятиям с логопедом. Они включают массаж, дыхательную гимнастику, работу над выработкой правильного произношения звуков и слухового внимания.
  2. Коррекция при органической форме. Эффективность зависит от хирургического вмешательства, своевременностью операции и полнотой работы логопеда с ребёнком.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Где лечить ринолалию, чтобы быть уверенным в результате

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» — современный медицинский центр, в котором занимаются пациентами с нарушениями или отсутствием речи, с нарушениями психического развития, с задержками в развитии и так далее. Пациенты с диагнозом Ринолалия

здесь тоже не редкость, и в центре точно знают, как правильно поставить диагноз и какое лечение будет наиболее эффективным.

Специалисты нашего Центра имеют большой опыт работы с пациентами с ринолалией, в их распоряжении современное диагностическое и медицинское оборудование, так что мы готовы решить проблемы любого уровня сложности. Однако необходимо помнить, что на более раннем этапе ринолалии лечение будет менее затратным и более эффективным, поэтому не стоит тянуть с обращением к специалистам.

Ермакова Виолетта Валентиновна.

Новосибирск, МУЗ НСО ДГКБ СМП, логопед, [email protected]

Аннотация. В статье приводятся краткие характеристики нарушения голоса при ринолалии. Предлагается обзор фонопедических приемов, используемых при коррекции ринолалии различными авторами.

Ключевые слова: ринолалия, фонопедия, резонанс, резонирование, ортофонический метод.

В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Явно обозначилась необходимость не только устранения собственно голосовых расстройств, но и голосовых нарушений, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, заикании.

Нарушения голоса при ринолалии одновременно может быть и органическим и функциональным. При врожденных незаращениях неба голос нарушается значительно: у него назализирован тембр, снижена сила, выражена осиплость. Нарушение баланса ротового и носового резонирования обусловлено органической причиной – расщелиной неба; все другие признаки дефекта голоса являются функциональными и развиваются постепенно. И.И. Ермакова указывает три причины функциональной недостаточности голосового аппарата у подростков и взрослых с небными расщелинами:

 функциональные изменения в мышцах неба и глотки, которые в норме являются рефлекторными возбудителями голосовых складок;

 формирование артикуляции некоторых звонких согласных лирингеальным способом;

 характерологические особенности людей с расщелинами.

По данным исследований И.И. Ермаковой [4, c. 8] у 70 – 80% людей с врожденными расщелинами неба отмечается функциональные расстройства в виде гипотонуса голосовых складок и фонастении. Звучание голоса и механизм фонации при расщелинах неба настолько специфичны, что М. Зееман [5, с. 100–112] выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство и назвал его палатофония. А современная фониатрия вообще классифицирует ринолалию как голосовое расстройство.

Логопедическая работа по коррекции ринолалии начинается в детском возрасте и на ранних этапах представляет собой не что иное, как специально подобранные фонопедические упражнения. К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции неба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и неба. После операции работа над голосом включает в себя дыхательную гимнастику, удлиняющую выдох, активизирующую подвижность диафрагмы, усиления небно-глоточного смыкания, постановки сбалансированного резонанса, выработки правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, кроме того, компенсации расстройства двигательной функции гортани. Такая работа подчинена общедидактическим принципам: последовательности, систематичности, активности, мотивированности, в ней также необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

В фонопедической работе при коррекции ринолалии выделяют три этапа: подготовительный; формирование нового механизма голосообразования; закрепление и автоматизация речевого стереотипа.

Первый этап – ослабление патологических связей, подготовка дыхательного и голосового аппарата к последующим голосовым упражнениям. На данном этапе целесообразно применение дыхательной гимнастики для дифференциации носового и ротового выдоха, физиомеханотерапевтического воздействия на мышцы мягкого неба, задней стенки глотки, массаж мягкого неба, а также психотерапии.

Второй этап – формирование навыков речевого дыхания, нового стереотипа голосообразования. Особое внимание на втором этапе уделяют специфическим приемам, направленным на активизацию движений мягкого неба при нарушениях носового резонанса. Работа над резонированием играет огромную роль при коррекции ринолалии и включает в себя несколько составляющих:

 настройка резонаторно-артикуляционной системы с помощью слуховых и вибрационных ощущений;

 укрепление резонаторно-артикуляционной системы;

 совершенствование системы резонирования звучания.

Следующее направление работы на втором этапе фонопедической коррекции это расширение диапазона звучания:

 развитие силы голоса;

 развитие высоты голоса;

 развитие тембра голоса;

 совершенствование интонационной стороны речи.

Третий этап – закрепление полученных навыков.

У детей с ринолалией, как правило, недостаточная активность грудного резонирования. В этом случае рекомендованы голосовые упражнения с произношением гласных звуков а, э, о, и, у с ориентацией на степень подъема и напряжения небной занавески, которые усиливают искусственно вызванной вибрацией (например, постукиванием по грудной клетке). По методике И.И. Ермаковой ребенок повторяет гласные за логопедом. Логопед произносит гласные громко, но не напряжено, на мягкой атаке, с открытым звучанием. Количество гласных в сочетании постепенно увеличивается до трех звуков. Произнесение гласных проводится в порядке ориентации на степень подъема небной занавески.

Увеличение силы голоса и расширение его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Начиная с распевания терций или трезвучий. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Применение вокальных упражнений в коррекционной работе с детьми с небно-глоточной недостаточностью основано на филогенетической и функциональной связи мягкого неба и гортани. При пении мышечный тонус неба резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое небо рефлекторно поднимается и примыкает к задней части глотки. Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют: меняют тональность, поют то тихо, то громко.

У детей с ринолалией полностью отсутствует опыт многих примитивных действий: дутья, прорыва смычек, ощущения повышенного давления внутри рта и т. д., что значительно снижает формирование навыков самоконтроля. В этом плане уникальна система В.В. Емельянова [3, с. 37–39]. Упражнения выстроены по принципу от простого к сложному и базируются на том, что активизация голосовой функции приводит к формированию новых каналов обратной связи, неосознаваемых для самого ребенка, при помощи которых будет эффективна работа над коррекцией звукопроизношения.

После вокальных упражнений определяется основной, наиболее естественный тон голоса ребенка. Определение наиболее удобного тона происходит при повторении ребенком за логопедом по подражанию звука «м» на разной высоте, с фиксацией внимания на носовом резонансе и мягкой голосовой атаке. Задача логопеда – дать ребенку почувствовать и запомнить этот тон, который станет для него опорным. Выбор фонемы «м» как исходной при постановке голоса определяется ее физиологической основой, удобной для правильной фонации. При произнесении «м» с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка, небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но потом удлиняют звучание.

Как только дети начнут ощущать кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, можно приступать к последующим упражнениям.

Очень важно, что коррекция звукопроизношения у детей с ринолалией будет успешной только, если ей предшествует фонопедическая коррекция.

Наиболее эффективным методом реабилитации детей с ринолалией является ортофонический метод, предложенный Е.С. Алмазовой [1, c. 182], составной частью которого является фониатрическое воздействие. Основной целью ортофонического метода является восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, получение громкого, звонкого, «полетного» звучания голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка.

Библиографический список:

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 182 с.
  2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей [Текст] / Д.К. Вильсон. – М.: Медицина, 1990. – 448 с.
  3. Емельянов В.В. О неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. – СПб.: ЛОИРО, 1998. – 37–39 с.
  4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.
  5. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М.: Медицина, 1962. – 300 с.
  6. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. – М.: Медицина, 2007.
  7. Соболева Е.А. Ринолалия. – М.: Астрель, 2006. – 126 с.

Комплексная коррекция ринолалии

При необходимости оперативного вмешательства его стоит произвести, для более легких случаев предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих восстановить правильное произношение звуков.

Существует специально разработанный массаж мягкого неба, которое на момент ринолалии находится в вялом состоянии.

  1. Массаж проводят чистым пальцем, желательно обработанным антисептиком или спиртом.
  2. Поглаживания производятся на границе мягкого и твердого неба.
  3. Когда ребенок привыкнет, следует попросить произносить его протяжно звук [а], продолжая массировать небо.
  4. После поглаживаний можно подключить движение «зиг-заг».
  5. Мягкие надавливания проводятся точечно и несколько раз легкими толчками.

Если ребенок достаточно взрослый, можно посадить его перед зеркалом и просить самостоятельно делать такой массаж, со временем массаж должен получаться у него без помощи рук, а только при участии кончика языка.

Важно помнить, что главное — заинтересованность взрослого и его поддержка. Этот путь достаточно долгий и трудоемкий, нужно дать ребенку понять, что Вы на его стороне и при необходимости поможете.

Стоит так же учитывать, что возможен рвотный рефлекс. Поэтому массаж рекомендуется делать спустя какое-то время, после еды.

Кроме массажа есть ряд упражнений, которые нужно делать с ребенком:

  1. Выпить стакан теплой воды медленно и маленькими глотками.
  2. Полоскание горла теплой водой, продолжительно и медленно.
  3. Широко открыв рот имитировать кашель.
  4. Предложите ребенку атаковать голосом лист бумаги, используя звуки: [а], [у], [о], [э], [и], [ы].

Первичные причины могут быть скрыты так же и в носовой полости. Поэтому нужно добавить к упражнениям, вторичные задания для восстановления дыхания.

Такие упражнения стоит начинать после того, как удалили аденоиды и полипы, провели операцию по исправлению искривленной носовой перегородки. Только после всех манипуляций, нужно приступать к восстановлению правильного дыхания.

Детям сложно сконцентрироваться на ежедневных тренировках, взрослым придется потрудиться, чтобы в игровой форме проводить восстановление.

Некоторые упражнения, которые помогут в игровой форме заинтересовать ребенка:

Вьюга.

К пальцам привязываются шарики ватки, образуя снежинки, ребенку предлагается дуть на них, чтобы они кружились во вьюжном танце;

Игра в мячик.

Язычок, как и все дети любит играть с мячиком, сначала его нужно надуть (глубокий вдох и надуть щечки), а потом хорошенько пнуть (сначала сдуть щечки, а потом выдохнуть ртом).

После игры с мячиком, его надо надуть (со звуком «с-с-с», ребенок выдувает воздух через почти сжатые зубы, губы должны быть растянуты в улыбке, а язык кончиком упирается в зубы);

Свирель.

Играть на музыкальных инструментах очень увлекательно, ребенку предлагается играть на свирели (язык свернуть в трубочку и дуть в нее).

Музыку можно услышать на кончиках пальцев, когда ребенок подносит ладошку ко рту.

Один из вариантов — устраивать каждый день праздник и надувать воздушные шарики.

Важно так же осуществлять артикуляционные упражнения, которые призваны взбодрить кончик языка и сделать его подвижным. Так же эти упражнения будут полезны для развития губ и щек, нужно полностью восстанавливать речевой аппарат.

Несколько простых упражнений для ребенка:

Удав.

Представить, что язык это змея и он медленно спускается изо рта, при возможности язык сворачивается в трубочку.

А теперь уже не язык удав, а сам ребенок превратился в удава и высовывает язычок, делая колебательные движения в воздухе.

Кукушка.

Кукушка из часов превратилась в язык, и теперь ей нужно совершать круговые движения языком, рот широко открыт, язык касается губ, движется медленно, как стрелки часов.

Качели.

Язычок тоже хочется покататься на качелях. Вверх — к носу, вниз — к подбородку.

Врач.

Ребенок ставит уколы больным щечкам языком. Язык надавливает изнутри поочередно на щеки.

Главное при ринолалии поддерживать ребенка и помогать ему справиться с недугом, он полагается на вашу помощь.

Курс лечения может затянуться надолго, нельзя опускать руки, а так же желательно подключить специалиста-логопеда, чтобы он помогал следить за правильностью выполнения заданий.

Иной раз результатов приходится ждать месяцами и даже годами. Стоит не забывать об этом и вместе с ребенком идти к цели!

Похожие записи:

  1. Что мы знаем о ринолалии? Ринолалия у детей диагностируется довольно просто. Также и методы ее…
  2. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  3. Какие упражнения полезны ринолаликам? Коррекционные упражнения при ринолалии — артикуляционные упражнения, дыхательные и другие….
  4. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…

Лечение и диагностика

В обследовании и выработке стратегии терапии при лечении детской речевой дисфункции, вызванной ринолалией задействованы такие врачи как: логопед, речевой и психоневролог. Так как симптоматика патологии довольно обширна и вызывается различными причинами, при лечении ринолалии может возникнуть необходимость в услугах ортодонта, стоматолога, отоларинголога, в некоторых особо тяжелых случаях — пластического челюстно-лицевого хирурга.

За диагностику состояния развития речевой и познавательной сферы ребенка при ринолалии, а также выработку методик развивающего обучения ответственны дефектолог и логопед. Ребенку с ринолалией обычно прописываются артикуляционные и упражнения по развитию фонематического слуха, логопедический массаж и дыхательная гимнастика.

Виды расщелин нёба


Ринолалия – часто следствие расщелин в ротовой полости, которые могут быть врожденными и приобретенными. Среди врожденных расщелин встречаются расщелины лица, губы, носа, твердого и мягкого неба. Степень парезов различна от асимметрии лица до сложных комбинированных искажений частей лица и полной асимметрии в глазу. Расщелины бывают односторонними и двусторонними. Односторонние чаще наблюдаются слева (70 %), у мужчин чаще, чем у женщин. У 69 % мужчин встречаются расщелины губы в комбинации с расщелиной неба, но из оставшихся 31 % у женщин в два раза чаще встречаются изолированные расщелины неба.

В медицине зафиксированы следующие виды расщелин:

изолированная расщелина губы («заячья губа»);

  • сочетание расщелин губы и альвеолярного отростка;
  • губы, альвеолярного отростка и твердого неба;
  • губы, альвеолярного отростка твердого и мягкого неба («волчья пасть»);
  • повреждение альвеолярного отростка и твердого неба;
  • парез твердого и мягкого неба;
  • дефект мягкого неба;
  • расщелина маленького язычка.

Расщелины неба часто сочетаются с расщелинами носовой перегородки, в результате деформации у больного – двойной нос, хоботок вместо носа. Может даже произойти заращение носовых отверстий.

Приобретенные расщелины возникают вследствие опухолей, травм, ранений, частых операций. Чаще возникают у людей, работающих в шахтах, на лесоповалах, участвующих в военных операциях с применением взрывов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]