Умственная отсталость легкой степени: причины, симптомы, лечение и прогноз

  • 4.2 Эмоционально-волевые нарушения
  • 4.3 Динамика умственной отсталости
  • 5 Дифференцированные формы умственной отсталости
      5.1Состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями 5.1.1Синдром Дауна
  • 5.1.2 Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера)
  • 5.1.3 Синдром Клайнфелтера
  • 5.2 Умственная отсталость, вызванная наследственными дефектами метаболизма
      5.2.1Фенилпировиноградная умственная отсталость (фенилкетонурия, ФКУ, болезнь Феллинга)
  • 5.3 Умственная отсталость, вызванная действием вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии)
  • 5.4 Состояния, вызванные действием вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни
  • 6 Дифференциальный диагноз
  • 7 Прогноз
  • Причины умственной отсталости


    Олигофрения носит врождённый характер, проявляясь на самом раннем этапе развития человека. Она довольно распространена. Считается, что патология имеется у 1% населения. Из общего числа больных лёгкая степень определяется у 85%, средняя в 14%, а тяжёлая у 1%. Специалисты предполагают, что на самом деле болезнь имеет ещё более широкое распространение, так как не все пациенты проходят психиатрическое освидетельствование. Мальчики болеют чаще девочек. Основной возраст выявления патологии – 6-7 лет. Лёгкие формы обнаруживаются к17-18 годам. Явные отклонения дают о себе знать в первые годы жизни и требуют экстренного лечения.
    Основные причины возникновения малоумия:

    • Внутриутробное поражение развивающегося ребёнка на фоне черепно-мозговых травм при родах, асфиксии.
    • Хромосомные аномалии: синдром Дауна, Вильямса. Ангелмана, ферментопатии и другие патологии.
    • Инфекционные болезни матери, ведущие к нарушению нормального развития головного мозга. Речь идет о нейросифилисе, герпесе, цитомегаловирусе, краснухе, токсоплазмозе,
    • Недоношенность.
    • Злоупотребление родителями психоактивными веществами.
    • Внутриутробные заболевания: гидроцефалия, менингоэнцефалит.

    ЗПРР с элементами аутизма

    В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

    Аутичные черты в поведении ребенка:

    • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
    • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
    • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
    • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
    • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

    СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    Срок лечения в стационаре от 14 до 90 дней в зависимости от тяжести заболевания
    ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ

    АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

    ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ

    Лечение в стационаре – варианты размещения

    Размещение в трехместной палате10 000 руб./сутки
    Двухместная палата13 800 руб./сутки
    Одноместная палата повышенного комфорта16 000 руб./сутки
    Лечение в одноместной VIP палате25 000 руб./сутки

    АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

    Амбулаторное лечение

    психиатруБЕСПЛАТНО
    Консультация врача психиатра (первый прием) – бесплатно при госпитализации3 000 руб.
    Полная психодиагностика (все анализы и процедуры)от 5 000 руб.
    Прием главного врача клиники4 500 руб.
    Консультация психиатра на домуот 4 000 руб.

    БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

    Стадии умственной отсталости

    Совсем недавно был пересмотрен традиционный взгляд на разновидности олигофрении.

    Ранее выделялись:


    • Дебильность – самый лёгкий вариант интеллектуальной инвалидности.
    • Имбецильность – случаи средней формы нарушения развития.
    • Идиотия – запущенная стадия.

    Каждый из перечисленных видов в свою очередь подразделялся на три степени тяжести.

    Современная медицинская классификация исключила эти термины по ряду причин. Наиболее существенная – проникновение терминологии в разговорный язык с явным уничижительным оттенком.

    На современном этапе состояния психиатрии выделяют 4 типа умственной отсталости:

    1. Лёгкий, соответствующей дебильности.
    2. Умеренный, с клинической точки зрения являющийся неосложнённой имбецильностью.
    3. Тяжёлый, проявляющейся запущенной имбецильной клиникой.
    4. Глубокий, по своей сути являющийся идиотией.

    Как лечить олигофрению

    В настоящее время благодаря достижениям в области психиатрии умственную отсталость обычно удается распознать в относительно раннем возрасте. Благодаря регулярным осмотрам у педиатра и невролога, можно выявить характерные признаки заболевания и определить степень отставания в психическом и умственном развитии.


    От медикаментозного лечения выраженного эффекта стоит ожидать только тогда, когда олигофрения вызвана обменными и/или эндокринными нарушениями. В остальных случаях терапия позволяет лишь облегчить симптомы недуга. Для купирования психомоторного возбуждения, гиперактивности, тревожно-депрессивного аффекта применяют нейролептики и транквилизаторы. Для улучшения кровоснабжения головного мозга показаны ноотропы.

    Но основную роль в лечении олигофрении отводят реабилитации и психологической коррекции, направленной на адаптацию ребенка в социуме, улучшение речевых навыков, развитие моторики, координации, внимания. Дополнительно рекомендована ЛФК для укрепления общего состояния здоровья.

    Получить более подробную информацию о лечении олигофрении в медицинском можно по круглосуточному анонимному телефону 8(969)060-93-93.

    Признаки и симптомы умственной отсталости

    При олигофрении отмечается системное поражение всех видов психических функций, требующее лечения.

    У больных страдают все интеллектуальные возможности:

    • внимание;
    • память;
    • эмоциональная сфера;
    • речевое воспроизведение
    • способность восприятия и анализа информации.

    У многих пациентов выявляются двигательные нарушения, заболевания внутренних органов, неврологические расстройства.

    Клинические проявления дефектов интеллектуального развития зависят от формы тяжести и имеют значение для решения вопроса о том, как лечить умственную отсталость, и что делать близким больного.

    Лёгкая степень малоумия

    У болящих отмечается IQ 50-70.

    Основные признаки:

    • Низкая способность к абстрактному мышлению.
    • Неумение обобщать.
    • Недостаточность критических способностей.
    • Преимущественное образно-конкретное мышление.
    • Обеднённый словарный запас.
    • Эмоциональная скудость.
    • Повышенная внушаемость на фоне упрямства.

    При указанных нарушениях у данной категории пациентов наблюдается:


    • Хорошая механическая память.
    • Чёткое умение выполнять шаблонную, не требующую творчества деятельность.
    • Приспосабливаемость к жизни.

    Лица с интеллектуальной инвалидностью часто имеют и внешние дефекты:

    • Неправильные формы ушных раковин.
    • «Монгольскую складку» – эпикант.
    • Отсутствие части глазной оболочки – колобому.
    • Увеличенное расстояние между глазами – гипертелоризм.
    • Пороки сердца и других органов.

    Проявления могут требовать лечения не только у психиатра, но и у других специалистов.

    Умеренная и тяжёлая степень малоумия

    У данной категории пациентов IQ находится в пределах 20-49.

    Для них характерны:


    • Плоское (рудиментарное) мышление.
    • Возможность выработки элементарных навыков слежения за собой, опрятности.
    • Небольшой словарный запас.
    • Полное отсутствие способности обобщения свойств явлений и предметов.
    • Беспомощность в любой ситуации, требующей интеллектуального напряжения.
    • Склонность к механическому подражанию.

    Люди с данной патологией могут выполнять примитивную, шаблонную работу под контролем. Они или агрессивны, или наоборот – робки и заторможены. У них часто выявляется гиперсексуальность, повышенный до прожорливости аппетит.

    Глубокая степень малоумия

    IQ в этом случае не превышает 20.

    При осмотре больных выявляется:

    • Отсутствие признаков мышления.
    • Нечленораздельное произношение звуков.
    • Полное непонимание обращения к ним, отсутствие дифференциации людей, находящихся рядом.
    • Невозможность выполнения простейших навыков самообслуживания.
    • Наличие элементарных эмоций (радости, неудовольствия).
    • Снижение реакции на раздражители.

    Болящие находятся в лежачем положении (эмбриональная поза). Требуют постоянного ухода и лечения. Прогноз неблагоприятный.

    Легкая

    При легкой форме умственной отсталости у детей уровень IQ колеблется от 50 до 69 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости внешне практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Проблемы, как правило, начинаются в школьном возрасте: детям тяжело воспринимать и запоминать информацию от учителя, им трудно сконцентрироваться на выполнении задания, они постоянно отвлекаются. Даже запоминание четырехстрочного стихотворения может даваться ученику очень тяжело. – Часто у детей с легкой степенью умственной отсталости появляются некоторые странности поведения. Они могут быть замкнутыми, нелюдимыми, тяжело идти на контакт и панически бояться всего нового, в частности новых знакомств. А бывает, что такой ребенок напротив гиперактивен, он излишне дурачится, совершает какие-то странные поступки, таким образом пытаясь проявить себя, привлечь к себе внимание. В любом случае, может возникнуть проблема социальной адаптации, – говорит олигофренопедагог. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в состоянии испытывать всю гамму эмоций, но сложные, смешанные эмоции ему уже выразить сложнее. Также такие дети могут слишком наивными и внушаемыми, поэтому могут попасть под дурное влияние. Как правило, дети с легкой степенью умственной отсталостью могут учиться в коррекционной школе по специальной облегченной программе. При регулярных занятиях с дефектологом и психотерапевтами они добиваются неплохих результатов в обучении. В дальнейшем они могут получить средне-специальное образование и найти себе достойную рабочую профессию, обзавестись семьей и детьми.

    Диагностика умственной отсталости

    Выявление лёгких степеней болезни в раннем детском возрасте затруднено. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком с подозрением на наличие олигофрении.

    Врач в процессе обследования учитывает данные:


    • Задержки развития.
    • Беседы с родственниками и пациентом, при которой выявляются все специфические проявления заболевания.
    • Психологических тестов, опросников, анализа трактовки поговорок, пословиц картинок и рисунков.

    Обследование дополняется генетическими методиками, МРТ, КТ, энцефалограммой. Дифференциальная диагностика необходима для исключения шизофрении.

    Общие сведения

    Умственная отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей.

    Умственная отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).

    Долгое время общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е. малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]