- 5.1Состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями 5.1.1Синдром Дауна
- 5.2.1Фенилпировиноградная умственная отсталость (фенилкетонурия, ФКУ, болезнь Феллинга)
Причины умственной отсталости
Олигофрения носит врождённый характер, проявляясь на самом раннем этапе развития человека. Она довольно распространена. Считается, что патология имеется у 1% населения. Из общего числа больных лёгкая степень определяется у 85%, средняя в 14%, а тяжёлая у 1%. Специалисты предполагают, что на самом деле болезнь имеет ещё более широкое распространение, так как не все пациенты проходят психиатрическое освидетельствование. Мальчики болеют чаще девочек. Основной возраст выявления патологии – 6-7 лет. Лёгкие формы обнаруживаются к17-18 годам. Явные отклонения дают о себе знать в первые годы жизни и требуют экстренного лечения.
Основные причины возникновения малоумия:
- Внутриутробное поражение развивающегося ребёнка на фоне черепно-мозговых травм при родах, асфиксии.
- Хромосомные аномалии: синдром Дауна, Вильямса. Ангелмана, ферментопатии и другие патологии.
- Инфекционные болезни матери, ведущие к нарушению нормального развития головного мозга. Речь идет о нейросифилисе, герпесе, цитомегаловирусе, краснухе, токсоплазмозе,
- Недоношенность.
- Злоупотребление родителями психоактивными веществами.
- Внутриутробные заболевания: гидроцефалия, менингоэнцефалит.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Срок лечения в стационаре от 14 до 90 дней в зависимости от тяжести заболевания
ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ
АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ
Лечение в стационаре – варианты размещения
Размещение в трехместной палате | 10 000 руб./сутки |
Двухместная палата | 13 800 руб./сутки |
Одноместная палата повышенного комфорта | 16 000 руб./сутки |
Лечение в одноместной VIP палате | 25 000 руб./сутки |
АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Амбулаторное лечение
психиатру | БЕСПЛАТНО |
Консультация врача психиатра (первый прием) – бесплатно при госпитализации | 3 000 руб. |
Полная психодиагностика (все анализы и процедуры) | от 5 000 руб. |
Прием главного врача клиники | 4 500 руб. |
Консультация психиатра на дому | от 4 000 руб. |
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Стадии умственной отсталости
Совсем недавно был пересмотрен традиционный взгляд на разновидности олигофрении.
Ранее выделялись:
- Дебильность – самый лёгкий вариант интеллектуальной инвалидности.
- Имбецильность – случаи средней формы нарушения развития.
- Идиотия – запущенная стадия.
Каждый из перечисленных видов в свою очередь подразделялся на три степени тяжести.
Современная медицинская классификация исключила эти термины по ряду причин. Наиболее существенная – проникновение терминологии в разговорный язык с явным уничижительным оттенком.
На современном этапе состояния психиатрии выделяют 4 типа умственной отсталости:
- Лёгкий, соответствующей дебильности.
- Умеренный, с клинической точки зрения являющийся неосложнённой имбецильностью.
- Тяжёлый, проявляющейся запущенной имбецильной клиникой.
- Глубокий, по своей сути являющийся идиотией.
Как лечить олигофрению
В настоящее время благодаря достижениям в области психиатрии умственную отсталость обычно удается распознать в относительно раннем возрасте. Благодаря регулярным осмотрам у педиатра и невролога, можно выявить характерные признаки заболевания и определить степень отставания в психическом и умственном развитии.
От медикаментозного лечения выраженного эффекта стоит ожидать только тогда, когда олигофрения вызвана обменными и/или эндокринными нарушениями. В остальных случаях терапия позволяет лишь облегчить симптомы недуга. Для купирования психомоторного возбуждения, гиперактивности, тревожно-депрессивного аффекта применяют нейролептики и транквилизаторы. Для улучшения кровоснабжения головного мозга показаны ноотропы.
Но основную роль в лечении олигофрении отводят реабилитации и психологической коррекции, направленной на адаптацию ребенка в социуме, улучшение речевых навыков, развитие моторики, координации, внимания. Дополнительно рекомендована ЛФК для укрепления общего состояния здоровья.
Получить более подробную информацию о лечении олигофрении в медицинском можно по круглосуточному анонимному телефону 8(969)060-93-93.
Признаки и симптомы умственной отсталости
При олигофрении отмечается системное поражение всех видов психических функций, требующее лечения.
У больных страдают все интеллектуальные возможности:
- внимание;
- память;
- эмоциональная сфера;
- речевое воспроизведение
- способность восприятия и анализа информации.
У многих пациентов выявляются двигательные нарушения, заболевания внутренних органов, неврологические расстройства.
Клинические проявления дефектов интеллектуального развития зависят от формы тяжести и имеют значение для решения вопроса о том, как лечить умственную отсталость, и что делать близким больного.
Лёгкая степень малоумия
У болящих отмечается IQ 50-70.
Основные признаки:
- Низкая способность к абстрактному мышлению.
- Неумение обобщать.
- Недостаточность критических способностей.
- Преимущественное образно-конкретное мышление.
- Обеднённый словарный запас.
- Эмоциональная скудость.
- Повышенная внушаемость на фоне упрямства.
При указанных нарушениях у данной категории пациентов наблюдается:
- Хорошая механическая память.
- Чёткое умение выполнять шаблонную, не требующую творчества деятельность.
- Приспосабливаемость к жизни.
Лица с интеллектуальной инвалидностью часто имеют и внешние дефекты:
- Неправильные формы ушных раковин.
- «Монгольскую складку» – эпикант.
- Отсутствие части глазной оболочки – колобому.
- Увеличенное расстояние между глазами – гипертелоризм.
- Пороки сердца и других органов.
Проявления могут требовать лечения не только у психиатра, но и у других специалистов.
Умеренная и тяжёлая степень малоумия
У данной категории пациентов IQ находится в пределах 20-49.
Для них характерны:
- Плоское (рудиментарное) мышление.
- Возможность выработки элементарных навыков слежения за собой, опрятности.
- Небольшой словарный запас.
- Полное отсутствие способности обобщения свойств явлений и предметов.
- Беспомощность в любой ситуации, требующей интеллектуального напряжения.
- Склонность к механическому подражанию.
Люди с данной патологией могут выполнять примитивную, шаблонную работу под контролем. Они или агрессивны, или наоборот – робки и заторможены. У них часто выявляется гиперсексуальность, повышенный до прожорливости аппетит.
Глубокая степень малоумия
IQ в этом случае не превышает 20.
При осмотре больных выявляется:
- Отсутствие признаков мышления.
- Нечленораздельное произношение звуков.
- Полное непонимание обращения к ним, отсутствие дифференциации людей, находящихся рядом.
- Невозможность выполнения простейших навыков самообслуживания.
- Наличие элементарных эмоций (радости, неудовольствия).
- Снижение реакции на раздражители.
Болящие находятся в лежачем положении (эмбриональная поза). Требуют постоянного ухода и лечения. Прогноз неблагоприятный.
Легкая
При легкой форме умственной отсталости у детей уровень IQ колеблется от 50 до 69 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости внешне практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Проблемы, как правило, начинаются в школьном возрасте: детям тяжело воспринимать и запоминать информацию от учителя, им трудно сконцентрироваться на выполнении задания, они постоянно отвлекаются. Даже запоминание четырехстрочного стихотворения может даваться ученику очень тяжело. – Часто у детей с легкой степенью умственной отсталости появляются некоторые странности поведения. Они могут быть замкнутыми, нелюдимыми, тяжело идти на контакт и панически бояться всего нового, в частности новых знакомств. А бывает, что такой ребенок напротив гиперактивен, он излишне дурачится, совершает какие-то странные поступки, таким образом пытаясь проявить себя, привлечь к себе внимание. В любом случае, может возникнуть проблема социальной адаптации, – говорит олигофренопедагог. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в состоянии испытывать всю гамму эмоций, но сложные, смешанные эмоции ему уже выразить сложнее. Также такие дети могут слишком наивными и внушаемыми, поэтому могут попасть под дурное влияние. Как правило, дети с легкой степенью умственной отсталостью могут учиться в коррекционной школе по специальной облегченной программе. При регулярных занятиях с дефектологом и психотерапевтами они добиваются неплохих результатов в обучении. В дальнейшем они могут получить средне-специальное образование и найти себе достойную рабочую профессию, обзавестись семьей и детьми.
Диагностика умственной отсталости
Выявление лёгких степеней болезни в раннем детском возрасте затруднено. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком с подозрением на наличие олигофрении.
Врач в процессе обследования учитывает данные:
- Задержки развития.
- Беседы с родственниками и пациентом, при которой выявляются все специфические проявления заболевания.
- Психологических тестов, опросников, анализа трактовки поговорок, пословиц картинок и рисунков.
Обследование дополняется генетическими методиками, МРТ, КТ, энцефалограммой. Дифференциальная диагностика необходима для исключения шизофрении.
Общие сведения
Умственная отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей.
Умственная отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).
Долгое время общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е. малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).