Синдром Аспергера у детей: симптомы, причины, диагностика и лечение

У детей иногда диагностируют особое изменение аутистического спектра. Оно характеризуется сложностью социального взаимодействия, определенными коммуникативными нарушениями, своеобразным кругом интересов. Эта патология получила название синдром Аспергера. Такой диагноз врачи ставят лишь после углубленной клинической, а затем неврологической и психиатрической экспертизы.

По классификации МКБ-10 патология имеет отдельную категорию. МКБ-11 выделяет ее, как сбой психического развития, аналогично аутизму. Некоторые американские специалисты предлагают вовсе запретить такой диагноз, видоизменив его на определение «расстройство детского аутистического спектра», добавляя к нему степени тяжести болезни.

Причины синдрома Аспергера

Синдром Аспергера — врожденное нарушение развития, одна из форм аутизма. Расстройство влияет на восприятие и поведение человека при общении с другими людьми. При этой болезни человеку сложно понимать выражения лиц, интонацию, позы, жесты, и это влияет на взаимодействие с другими людьми, а также на проявление эмоций. Это может проявляться по-разному: иногда люди с синдромом Аспергера кажутся обыкновенными, но при этом все равно испытывают сложности в общении.
Синдром Аспергера у мужчин встречается чаще, чем у женщин (по некоторым оценкам, в 8 раз чаще). Он может быть и у детей, и у взрослых. Обычно его выявляют, когда ребенок идет в детский сад или школу и возникают первые проблемы в общении.

Точные причины заболевания не установлены. Известно, что оно связано с генетическими нарушениями, но механизм наследования не определен. Синдром Аспергера у женщин встречается намного реже, чем у мужчин, и это, в том числе, подтверждает генетическую природу нарушения. Также рассматривают влияние иммунологических и экологических факторов, определяют, какие из них в период беременности могут так влиять на организм матери, что это вызывает нарушения в развитии ребенка, но пока точные закономерности не выявлены. Кроме того, ученые изучают связь расстройств аутического спектра с влиянием социальных факторов, с применением вспомогательных репродуктивных технологий, но накопленных данных недостаточно, чтобы делать достоверные выводы.


Рисунок 1. Симптомы синдрома Аспергера. Источник: Verywell Health

БАДы недорого

Синдром Аспергера можно отнести к одним из самых малоизученных состояний. Когда он был исследован впервые, его поместили в категорию психопатий, так как у лиц с этим расстройством наблюдались выраженные отклонения в способности сопереживать, выстраивать коммуникативные связи и другие признаки, свойственные психопатическим личностям. Но дальнейшее изучение этого состояния «реабилитировало» его, и теперь психологи предпочитают относить его к расстройствам аутического спектра.

Бесплатная консультация прямо сейчас!

Онлайн консультация специалиста по Вашему вопросу!

Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Правда, для тех, кто вынужден контактировать с человеком, страдающим от этого расстройства, или для самих «обладателей» синдрома Аспергера название не значит ничего. Они хотят знать, как жить с этим состоянием и есть ли шансы стать полноценным членом общества.

Симптомы синдрома Аспергера

У разных людей синдром Аспергера проявляется по-разному, обычно сочетанием сразу нескольких симптомов.

Существует несколько основных признаков¹:

  • Трудности с невербальной коммуникацией, например, при разговоре сложно смотреть собеседнику в глаза, понимать мимику или жесты, интонацию.
  • Проблемы в отношениях с другими людьми: сложно начинать общаться, поддерживать контакт, дружить. Даже в тех случаях, когда люди с синдромом Аспергера хотят общаться, заводить друзей и поддерживать дружбу, им сложно это делать.
  • Неспособность к эмоциональному общению из-за проблем с распознаванием эмоций других людей.
  • Опыт, увлечения, события в жизни других людей не вызывают интереса.
  • Есть склонность к постоянному повторению шаблонных или ограниченных действий, например, соблюдение определенного порядка действий (даже если в нем нет практического смысла) или совершение однообразных движений (раскачивание вперед и назад, постукивание пальцами).
  • Склонность к постоянному планированию, строгой организации, внимание к деталям.
  • Монотонная, неэмоциональная, лишенная интонаций речь.
  • Странная осанка или движения, неловкость, неуклюжесть, недостаточно хорошая координация движений.
  • Трудности с пониманием образной речи, абстрактных идей, обобщений, но при этом хорошее восприятие четкой, структурированной, допускающей только одну трактовку информации.
  • Наличие сенсорной чувствительности — некоторые ощущения (яркий свет, громкие звуки, грубые ткани, прикосновения) могут вызывать очень сильный дискомфорт.
  • Высокий уровень тревожности, который у взрослых может даже провоцировать появление панических атак.

Не всегда при заболевании есть все эти симптомы. Нарушения могут проявляться по-разному, в разной степени влиять на жизнь человека и его отношения с другими людьми.

Хорошие и плохие дни

Проявления болезни не всегда одинаково влияют на самочувствие и поведение. Иногда могут быть «хорошие» дни, когда удается избежать раздражителей, связанных с сенсорной чувствительностью, и тогда самочувствие остается нормальным. В «плохие» дни из-за сенсорной чувствительности, нарушения планов или по другим причинам может нарастать тревога, напряжение, и это может приводить к срыву. Чтобы срывы случались как можно реже, важно создавать вокруг ребенка или взрослого комфортную для него среду, учитывать важные для него ограничения (например, необходимость строго придерживаться распорядка дня или избегать большого скопления людей).

Признаки синдрома Аспергера у взрослых

Связанные с синдромом Аспергера симптомы могут сохраняться всю жизнь. У взрослых людей на наличие заболевания могут указывать несколько признаков:

  • Специфическая манера речи. Иногда это необычный тембр голоса или отсутствие интонации. Часто в речи почти нет пауз, она больше похожа на монолог, во время которого собеседника почти не слушают и сообщают ему очень много фактов.
  • Бедная мимика и жестикуляция. Причина — в проблемах с невербальной коммуникацией.
  • Необычный зрительный контакт. Во время беседы человеку с синдромом Аспергера просто не нужно смотреть в глаза собеседнику, но если обратить его внимание на это, он, напротив, может начать смотреть слишком пристально.
  • Проблемы с эмпатией. Из-за особенностей восприятия таким людям трудно понимать чужие эмоции, и поэтому кажется, что они не в состоянии проявлять сочувствие или сопереживать.
  • Некорректное поведение. Заболевание мешает интерпретировать реакции окружающих и интуитивно правильно выстраивать свое поведение. Из-за этого поведение может казаться грубым, отстраненным или невоспитанным.
  • Концентрация на одной теме или предмете. Это может проявляться в разговоре, когда человек начинает долго и подробно рассказывать о том, чем он увлечен, проявлять навязчивый интерес к чему-то, безостановочно говорить на одну и ту же тему, не замечая при этом, что другим собеседникам неинтересно или некомфортно.
  • Стремление планировать. При этом нарушении важно во всем следовать некоему порядку или соблюдать определенные правила. Любые изменения могут вызывать дискомфорт, тревогу и даже панику.
  • Проявления сенсорной чувствительности. Из-за измененного восприятия звуки, свет, тактильные ощущения могут доставлять дискомфорт. Это описывают так, будто мир становится в несколько раз громче, ярче, шумнее. Такое восприятие влияет на поведение: человек избегает объятий и прикосновений или старается не бывать там, где слишком шумно.

Как понять, нет ли у меня синдрома Аспергера?

Ниже — список утверждений, характерных для этого заболевания:

  • Мне трудно понимать, что чувствуют окружающие, о чем они думают.
  • Мне сложно взаимодействовать с другими людьми или группами людей.
  • Мне тяжело вести светские разговоры, поддерживать беседы на отвлеченные темы.
  • Я часто стараюсь перевести разговор на тему, которая мне интересна (даже если собеседника она не интересует).
  • Часто окружающие считают меня грубым или невоспитанным человеком.
  • У меня есть узкие или необычные интересы, на которых я могу полностью и подолгу сосредотачиваться.
  • Я обращаю внимание на детали и хорошо запоминаю факты.
  • Мне трудно заводить друзей или с кем-то знакомиться.
  • Я предпочитаю всегда действовать определенным образом и вообще не менять порядок действий.

Признаки

К признакам синдрома Аспергера относятся:


  1. Трудности во взаимном общении в социуме — неспособность взаимодействия со сверстниками, поведение несоответствующее происходящему.
  2. Узость и ограниченность интересов. Тяга к коллекционированию, зацикленность на чем-то одном.
  3. Потребность в постоянстве режима, занятий, увлечений, любовь к порядку ритуальным действиям.
  4. Речевые и языковые проблемы — монотонная или излишне формальная речь, буквальное восприятие смысла, многословие, резкая смена темы разговора.
  5. Сложности при невербальном общении (непонимание языка жестов, мимики, интонации)
  6. Неуклюжесть.

Подросток-аспергер хорошо усваивает визуальную информацию, но испытывает трудности с восприятием ее на слух. Часто игнорирует общепринятые правила поведения и нарушает их, потому что не знает, как применить их в определенной ситуации. Не замечает эмоции и смену настроения других людей. Не способен дружить. Из-за повышенной чувствительности имеет свои специфические предпочтения в одежде, которая может быть не популярна среди ровесников, чем вызывает насмешки над собой.

Из-за непонимания, что можно говорить, а что нельзя, и высказывая вслух иногда нетактичные, и неуместные мысли, вызывает неприязнь у окружающих. Ребенок становится изгоем, что приводит подростка-аспергера к депрессии и мыслям о самоубийстве. В клинике «Лето» родители могут получить консультацию специалиста как правильно вести себя с больным в трудный период.

Диагностика синдрома Аспергера

Первые признаки болезни могут появляться у детей в раннем возрасте. Родители или педиатр могут заметить их уже к 2-2,5 годам. Часто состояние становится заметным только после того, как ребенок начинает ходить в детский сад или школу. Иногда заболевание диагностируется только во взрослом возрасте. Набор симптомов и их тяжесть могут сильно различаться у разных людей. Из-за этого при диагностике могут возникать проблемы, а сам синдром может долго оставаться нераспознанным.

Мир для ребенка с синдромом Аспергера ярче и громче, чем для обычных детей. Это особое восприятие действительности доставляет дискомфорт. Фото: drobotdean / freepik.com

Синдром Аспергера характеризуется несколькими признаками, при наличии которых ставят диагноз:

  • Есть нарушения невербальной коммуникации: например, проблемы с интерпретацией поз, жестов, выражения лица, отсутствие зрительного контакта при разговоре.
  • Проблемы в общении с ровесниками, трудности в поддержании дружеских отношений, в общении с другими людьми.
  • Нет спонтанного побуждения разделять радость, достижения или интересы с другими людьми.
  • Отсутствует эмпатия, сопереживание, эмоциональная или социальная взаимность.
  • Есть стереотипные, постоянно повторяющиеся действия, деятельность, алгоритмы поведения или интересы. Например, сохранение активного узконаправленного интереса, стремление следовать строго определенному распорядку, совершать повторяющиеся движения, постоянная концентрация на отдельных объектах или их частях.

Ограниченные интересы, повторяющееся поведение, постоянная концентрация на одних предметах — все это симптомы синдрома Аспергера. Фото: Poindexter Propellerhead / Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
В то же время при этом заболевании нет задержки речи, отставания в развитии навыков самообслуживания, мышления, адаптации (кроме общения с другими людьми). Ребенок растет любознательным, его интеллект нормально развит, а проблемы с учебой могут возникать только из-за трудностей в общении. Иногда болезнь проявляется неуклюжестью, небольшими нарушениями координации движений, но это необязательный симптом.

Стимминг

Как и при других расстройствах аутического спектра, при синдроме Аспергера ребенок или взрослый может периодически стиммить — совершать однообразные ритмичные движения, которые его успокаивают, помогают справляться с тревогой или с влиянием подавляющей сенсорной обстановки. Стимминг может проявляться по-разному: например, как раскачивание корпуса тела, как повторение слов, кружение на одном месте или хождение вперед и назад. Стимминг важен — он помогает снять напряжение, «отключиться» от раздражающего фактора, избежать срыва. Поэтому важно не мешать и, тем более, не ругать и не стыдить ребенка за стимминг.
У детей в диагностике синдрома Аспергера может участвовать сразу несколько специалистов: не только психиатр, но и психолог, педиатр, педагог, логопед. Взрослым за диагностикой нужно обращаться к психиатру.

Для людей с синдромом Аспергера характерен ограниченный или специализированный интерес, например, к созданию башни из банок, как у мальчика на фото. Фото: Andwhatsnext at English Wikipedia (CC BY-SA 3.0)

Терапия

Специальных тестов, позволяющих определить наличие проблемы, нет. При диагностике проводится генетическая, неврологическая экспертиза, интеллект-тесты, проверка психомоторики, опрос родителей, ребенка. Для многих людей с этим диагнозом характерен низкий мышечный тонус, нарушение координации. Единой схемы лечения не существует. Действия направлены на повышение качества жизни, обучение речевым, коммуникационным навыкам. Применяется нейротерапия с целью выработки способностей мозга к саморегуляции. Метод опасен тем, что повторяющаяся чрезмерная стимуляция может спровоцировать тревожность, ажитацию, агрессию, панические атаки.

Медикаментозная терапия включает применение:

-препаратов, блокирующих реабсорбцию серотонина (селективных ингибиторов – флуоксетина, флувоксамина, сертралина); -антипсихотических средств, поддерживающих связь между нервными клетками (рисперидона, оланзапина); -стимуляторов для повышения внимания, концентрации, уровня энергии.

Лечение синдрома Аспергера

Пока не существует способа вылечить синдром Аспергера, но некоторые методы терапии могут облегчить симптомы, упростить адаптацию, помочь человеку с этим расстройством лучше взаимодействовать с обществом. Для этого важно получать поддержку от лечащего психиатра и психолога, обучаться социальным навыкам и общению. Если дополнительно развиваются и другие нарушения, врач может назначить прием лекарств. Это могут быть антипсихотические, противотревожные, седативные, снотворные и другие препараты. Лекарственная терапия не является основным способом лечения заболевания. Основной способ контролировать его течение — это психосоциальная поддержка².

Что может помочь взрослому человеку с синдромом Аспергера?

  • Информация. Важно принять собственный диагноз, узнать о нем как можно больше, понять, как именно и в каких ситуациях он оказывает влияние.
  • Самостоятельность. Нужно постепенно вырабатывать навыки самостоятельной жизни. В этом можно использовать стремление к планированию и контролю.
  • Обучение. Изучая нормы социального поведения, тренируя коммуникативные и социальные навыки, постепенно можно научиться общаться.
  • Предупреждение. Можно использовать планирование, чтобы избегать заведомо некомфортных ситуаций (пребывание в шумных местах, скопление большого числа людей).
  • Профориентация. Узкие интересы могут становиться профессией. Часто сильная концентрация на них, стремление следовать правилам, соблюдать инструкции позволяет добиваться больших успехов в профессиональном отношении.

Если синдром Аспергера диагностирован в детстве, большое значение имеет поддержка со стороны родителей, а также социальная адаптация. Чтобы помочь ребенку с таким расстройством, нужно:

  • Сохранять спокойствие и доброжелательную атмосферу в семье. Родителям особенно важно заботиться о своем эмоциональном состоянии. Оно влияет на ребенка, и раздражительность, напряжение, усталость могут повышать его тревожность и сенсорную чувствительность.
  • Позволять ребенку оставаться личностью. Гиперопека не позволит потенциалу ребенка раскрыться. Важно, чтобы он смог получить навыки самообслуживания, приобрести самостоятельность. Для этого нужно постепенное обучение. Можно планировать его вместе с врачом или педагогом.
  • Развивать сильные стороны. Ребенок может сильно концентрироваться на определенных занятиях. Например, он может постоянно рисовать или изучать все по выбранной им теме. Важно поддерживать такие интересы, относиться к ним с уважением, развивать их. Любой из них в будущем может стать основой профессии.
  • Сделать социализацию комфортной. Она не должна быть насильственной. Важно, чтобы ребенок учился общаться в том режиме, который подходит именно ему. При этом он должен знать, что родители поддерживают его. Для этого нужно спокойно и подробно объяснять правила поведения в коллективе, общения с другими детьми, ведения диалога, поддержания дружбы. Ребенку с синдромом Аспергера сложно адаптироваться в детском коллективе, и помощь родителей особенно важна для него.
  • Учитывать сенсорные особенности. При этом нарушении восприятие изменено так, что любые звуки могут быть очень громкими, цвета или источники света слишком яркими, а тактильные ощущения — раздражающими. Родителям нужно выяснить, какие сенсорные особенности есть у ребенка, и, по возможности, ограничить действие тех факторов, которые ему мешают, облегчив его состояние.
  • Пир синдроме Аспергера особенно важно развивать сильные стороны личности.

Важно! Нельзя ругать или физически наказывать ребенка за проявления синдрома Аспергера. Если у него случается срыв, важно оградить его от действия провоцирующих факторов. Нужно найти способы помощи при срыве, например, иногда помогает правильное дыхание или просто отдых в тихом безопасном пространстве. Если ребенок стиммит (совершает повторяющиеся движения для самоуспокоения или концентрации), не нужно мешать ему это делать.

Лечение в центре психического здоровья «Лето»


К сожалению, до сих пор не удалось найти лекарство или метод, который позволял бы полностью избавиться от болезни Аспергера. Надлежащее лечение у детей может привести к некоторому снижению негативных симптомов расстройства. Это облегчит функционирование ребенка в обществе. После постановки диагноза у ребенка чаще всего применяется комплексная терапия. Она сочетает медикаментозное лечение и социальное взаимодействие. Лекарства дают успокаивающий эффект, подавляют приступы агрессии, блокируют необходимость совершения повторяющихся действий. Ребенок получает антидепрессанты и нейролептики. Они всегда применяются только в оправданных случаях и под наблюдением врача.

Помимо этого, в обязательном порядке проводятся тренинги, изучаются приемы контроля настроения, варианты выхода из стрессового состояния. Параллельно применяется ряд терапевтических методик:

  • занятия по обучению социальным навыкам,
  • занятия по сенсорной интеграции (СИ),
  • сеансы поведенческой и когнитивной психотерапии,
  • Хороший эффект дает специальная физкультура, помогающая пациентам обрести контроль над движениями.

Своевременное выявление болезни Аспергера и её комплексное лечение позволяют надеяться на благоприятный прогноз. С течением времени симптомы даже могут ослабевать. Люди с таким расстройством могут жить в счастье, функционировать каждый день и развиваться в области своих интересов при условии, что кто-то поможет им понять себя и потребности других.


Самое главное, чтобы родители, близкие, учителя максимально использовали положительные аспекты и ресурсы ребенка, чтобы они давали ему возможность контактировать с миром, а не отделять его от него. Используйте таланты и хорошую память малыша или подростка. Если они станут предметом восхищения и принятия группы, ему будет намного легче. Работа, связанная с социализацией, может быть долгой и немного утомительной, но она действительно окупается.

Подозреваете у дочери или у сына синдром Аспергера? Хотите получить подробную консультацию по заболеванию? Нужно подобрать план терапии и социальной адаптации? Просто наберите 8(969)060-93-93!

Прогноз

У 40%³ детей с синдромом Аспергера по мере взросления его проявления смягчаются, но при этом могут сохраняться проблемы в общении, сенсорная чувствительность, а также стремление к концентрации на предмете интереса.

Ребенку с синдромом Аспергера очень важна психосоциальная поддержка. Занятия с психологом могут смягчить симптомы заболевания. Фото: photographee.eu / Depositphotos

Если смягчения симптомов не происходит, когда больной взрослеет, диагноз изменяют на «шизоидное расстройство личности», но, фактически, человек продолжает страдать от синдрома Аспергера³. Чаще всего результаты адаптации оказываются средними. Человек становится более или менее самостоятельным, но у него сохраняется ряд личностных особенностей, связанных с заболеванием. Во многих случаях все связанные с общением, поведением и взаимодействием в обществе проблемы в определенной степени сохраняются в течение всей жизни. Со временем симптомы могут изменяться. На фоне основного заболевания могут появляться и другие расстройства или заболевания, включая алкогольную зависимость, депрессию.

При хорошей адаптации человек с синдромом Аспергера может быть очень успешным в выбранной профессии, он может создать семью, быть полностью самостоятельным и почти не испытывать заметных трудностей в социальном взаимодействии.

История изучения

Расстройством впервые углубленно занимался австрийский психиатр Ганс Аспергер, поэтому оно и получило такое название по предложению Лорной Уинг из Англии в 1981 году. Еще в далеком 1944 году педиатр описал больных детей, у которых заметил отсутствие наклонностей к невербальному общению, весьма ограниченную эмоциональность при контактах с окружающими людьми, определенную неловкость в физических упражнениях.

В конце прошлого столетия были разработаны и внедрены в психологическую практику диагностические стандарты. Благодаря им, удалось идентифицировать детей, имеющих синдром Аспергера. Подобное расстройство стали считать нарушением психики, поскольку у заболевших детей отмечались сложности при социальном взаимодействии, у них обнаруживали стереотипный репертуар повседневных занятий и цикл повторяющихся интересов.

Официально диагноз удален с 2013 года из американского издания Диагностического руководства, касающегося психических расстройств. Однако на практике термин продолжают использовать, хотя у синдрома достаточно общих критериев с аутизмом, также перечисленным в группе аутистических расстройств.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]